Новогодние каникулы в Словакии с горнолыжным уклоном. Январь 2011.

 

 

 

    Так получилось, что в прошлую зиму мы всей семьёй встали на горные лыжи. Правда у меня лыжа только одна и называется сноуборд. Ну какая разница, на чём не уметь кататься? Вот я и решил, пусть будет доска. Покатавшись по нашим микро горкам с супер ценами на подъёмники, очень захотелось в горы.

      C Финляндией не получилось: то даты заезда не устраивали, то ничего подходящего уже не было. Альпы отпали из-за удалённости, т.к. времени было - всего неделя. Задумались о Закопане. Понравились цены на проживание и на катание. И тут нам предложили те же Татры, только Словакию. Заезд был возможен в любой день. Ещё несравненным плюсом был общий ски-пас на все курорты региона. А у поляков он разный на каждую горку. Домик оформлен в этническом стиле и находится в 15 мин. езды от Попрада и от горнолыжных трасс в посёлке Velky Slavkov. Приглашение пришло через три дня. Оплата жилья была наличными в обмен на приглашение. Забирать у доверенного лица в Словацком центре. Немного насторожила эта схема, но всё прошло без приключений. Виза нужна была только сыну, т.к. у нас ещё действовал годовой французский мульт. Документы для визы подготовили по информации с сайта посольства плюс копии своих виз. Записи нет. В консульский отдел живая очередь. В общем, сдал без особых проблем. Словаки требовали копии грин-карты и оригинал брони жилья. Особенность в том, что копии грин-карты, приглашения, ПТС надо было приложить к каждому паспорту, а не одну на семью. Нашим друзьям сделали это прямо в окошке, чему они очень обрадовались. Заявление можно было заполнить от руки или на компьютере. Это не важно. Главное, делать это латиницей. Оплата в евро прямо в консульстве.

 

Экипаж состоял из трёх человек. Я, моя жена Ирина и наш сын Евгений.  Автомобиль уже который год не менялся. Всё тот же Starex 4WD 2,5 TD. Пробег около 155 000 км. Перед поездкой заменил передние амортизаторы и масло, залил полные бачки незамерзайки и водрузил на крышу бокс.


 

        Выезд был запланирован на новогоднюю ночь. Друзья уехали  еще 28 декабря и ждали нашего прибытия. Границу в Домачево они прошли за 2,5 часа. Нам очень понравилось выезжать на новый год: не надо делать тазики с салатами и потом несколько дней всё доедать. Быстренько встретил Новый год - и в путь. Остатки бутербродов со стола можно взять с собой в дорогу.

      Выехали в час ночи 1-го января. Трасса пустынна. Можно ехать со своей любимой скоростью и никому не мешать. Снега на дороге хватало. В основном расчищен или раскатан был один ряд. Обгоны иногда давались с трудом. Машина просто всплывала на снегу  и приходилось отказываться от обгона. Но безопасность важнее скорости, к тому же заселение у нас было 2-го и спешить некуда.  После Смоленска свалил сон. Поспал 3 часа и с новыми силами двинулись дальше.

     Дорога по Белоруссии как всегда пустынна. Сильным боковым ветром  заметало трассу. 


 

      Несмотря на праздник, уборочная техника чистила дорогу. Стоянки завалены снегом.

      В Польшу мы поехали через Домачево. Хотелось посмотреть, что там построили, да и дальше наш путь пролегал на юг. В первый раз мы проходили границу с Польшей без белорусов. Сначала в сугробах еле нашли въезд на границу. Двигались по накатанной дороге и уткнулись в металлический забор: дядька из будки сказал, что надо было ехать по левой колее и открыл заборчик. А ещё он удивлялся: «Когда же вы Новый год встречать успеваете? Уже все на границе!» Кроме нас стояли две московские машины и ждали выхода пограничников. Границу мы прошли за 20 минут.

     В Польше дорога хорошо почищена. В ночи домики  и  участки украшала праздничная иллюминация.  И тут я решил срезать путь, как выяснилось потом, зря. Дорога сначала стала из двухрядной однорядной, а потом сильным боковым ветром её вообще совсем замело, и мы уткнулись в хвост полякам, которые стояли с аварийками. Впереди двигалось что-то с маяками. Поляки пообщались друг с другом и остались стоять. Ну, значит должны поехать, решили мы. Минут двадцать мы стояли пока трактор пробил  дорогу для проезда одной машины, после чего колонна двинулась дальше. Встречные стояли и ждали. Как-то всё у них без нервов.  Ещё два раза мы попали в занос, но он был проезжаем. Когда дорога повернула против ветра, сразу заносы прекратились, и дорога стала прочищенной и посоленной.

      Рачетное время прибытия на место в Словакии было примерно 3-00 утра. Решили, что лучше заночевать в Люблине. Нашли  «Макдональдс», на  стоянке напротив него вышли в wi-fi и заказали отель.  Цены при заказе через  booking.com иногда ниже, чем при непосредственном обращении в отель. Забили адрес в навигатор и через пять минут мы уже звоним в дверь.  Hotel «Na Rogatce» на троих с завтраком обошёлся нам в 238 злотых.  Похоже, что мы были единственные постояльцы.

 

     На следующее утро мы, позавтракав, продолжили свой путь. Температура за бортом около -10. Нас ждали первые в нашей жизни горы. Количество снега вокруг обещало хорошее катание. Природа напоминала зимнюю сказку. Польша прошлась по пустым дорогам быстро. И вот уже - граница со Словакией. 

     На границе совсем пусто.  Дорога по Словакии похуже качеством, чем в Польше. Но ехать по ней мне понравилось больше. Когда выезжаешь из Польши, кажется, что покинул территорию большого рынка, сразу пропадают рекламные плакаты и меньше населённых пунктов. Дорога проходит мимо лесов, полей и холмов. Всё покрыто снегом и очень красиво.  Периодически попадаются памятники воинам, погибшим во Второй мировой войне. Не проехали мы и мимо самого упоминаемого во всех отчётах памятнику танкистам.


 

      На заправке купили недельную наклейку для оплаты автобанов Словакии и заправились первый раз после Белоруссии. Стоимость ДТ в Словакии 1,23-1,27eur/л. Морозная солнечная погода была нам очень приятна. А вот ехать против солнышка  очень тяжело. Тёмные очки я взять забыл, а сочетание белого снега, блестящей дороги и яркого солнца в глаза немного выбило меня из колеи. Глаза отказывали примерно минут через 20 езды. Уже готов был искать горнолыжную маску, хотя она и для пасмурной погоды, но всё равно немного спасла бы. Спасли облака. Они периодически закрывали солнце. Заправок в Словакии не много, в Польше они на каждом шагу. У словаков на горящей лампочке я бы не ездил... Наши друзья потом нам рассказали, что они так чуть не попали. Проехали заправку, а следующей всё нет и нет.

     Словацкий платный автобан до Попрада несколько раз прерывался стройкой. И вот уже виден Попрад. В этом городе есть аэропорт. Но мы так и не увидели и не услышали за неделю ни  одного самолёта.  

    Маршрут на навигаторе привёл нас точно к офису словацкой туристической фирмы. Великий Славков оказался небольшим посёлком в полях между Попрадом и Татрами. При заселении мы попросили оформить карту «Park snow card», которая давала 30% скидку на 6-ти дневный ски-пасс. К  карте прилагалась целая книжка с разными скидками. Выдаётся бесплатно, но надо было спросить. Величина скидки зависит от времени пребывания. Бесплатно выдаётся только в определённых отелях или апартаментах.

  Получив ключи от комнаты и кучу буклетов со схемами курортов, аквапарков и т.п., мы поехали заселяться. Дом располагался в центре посёлка с парковкой во дворе. А ещё во дворе был загончик, где жили лошадь и козёл. Оформлено всё как крестьянское подворье. Под домом жил кочегар, который топил дровами котёл. Так что в комнате было иногда жарко.


 

      В апартаментах на первом этаже был настоящий дровяной камин, а у нас на втором - электрический.  Двухкомнатные апартаменты с ванной со 2-9 января стоили  501 eur.

02.01.-07.01.2011...79 eur/sutki.../v stoimosti vxodit krome APP i 0,6 eur mestniy namog za cheloveka sutki/

07.01.-09.01.2011...53 eur/sutki.../v stoimosti vxodit krome APP i 0,6 eur mestniy namog za cheloveka sutki/ 

    Расположение нам понравилось. До супермаркета в Попраде и до горок было около 15 мин. езды. В окнах солнышко красиво окрашивало вечерние горы.  После обеда с горок приехали наши друзья и встреча была отмечена совместным ужином.

     Внутри дома ещё сохранилось рождественское убранство. Всё очень уютно и приятно выглядит.


 


 

    3 января в 8-30 утра мы уже были в Татранской Ломнице.  Парковка  бесплатная. Вся информация есть на сайте http://www.vt.sk  Инструкторская служба http://www.ternavski.sk/main.php?menu=cennik  Погода была отличная. Морозец около -10 и солнышко.     

      Для нас, как новичков, скатиться по синей трассе длиной 1800 м было пока пределом мечтаний. Ски-пасс решили брать на 6 дней. С учётом скидки по карте отдали 282 euro за троих. После подмосковных горок и сервиса мы были в восторге.  Описывать горки не буду. Вся информация есть на сайте. Остановлюсь на впечатлениях.  Красная трасса идёт сверху и заканчивается у начала синей. Так, что катальщики разного уровня не пересекаются.  Приезжали мы к 8-30 и катались часов до 14-00. С утра трассы представляют из себя идеальный вельвет.  К обеду на крутых местах  снег соскабливали до льда. Камней и веток вообще нет.  Природного снега не хватает, и поэтому, открыты были только трассы, где есть снеговые пушки. Подъёмники двух типов-кресельный и кабинный. 6-ти кресельный - новый, вообще супер. При посадке и высадке почти останавливается. Сиденье у него с подогревом и есть колпак от ветра и яркого солнца.    Для прохода через турникет нет необходимости прикладываться  частью  тела со ски-пасом к «кружочку». Стоит зайти в створ турникета, как он сразу срабатывает. Ещё я так и не понял, зачем в турникете встроена камера. Персонал внимательно следит за процессом.  На выходе с креселки видел, как лопатой ровняли бугры и подсыпали снежок на раскатанный выезд.  В случае падения лыжника на выходе, тут же подбегали и помогали встать и отойти. Так, что остановок подъёмника почти не было. Часов с 11-00, когда уже очередь была минут на 5-10, следили, чтоб все кресла были заняты. А в кабинках помогали людям ставить лыжи в ячейки. Сноубордистов в Татрах гораздо меньше, чем России. Все мои коллеги были в основном из России и Украины. Лыжников больше. Много ски-туристов.  Мой инструктор Кубо сказал: «Ски тур-добре спорт». Люди на специальных лыжах со специальными креплениями и ботинками идут в гору по краю трассы. Часа полтора вверх, потом минут 15 спуск. И если здоровье позволит, опять вверх. Нарузка колоссальная. Я, когда в Крылатском поднимался с доской на полгоры, чтоб потом съехать, был мокрый насквозь. 

   

     Теперь о инструкторах. Пришлось брать индивидуальных, так как, я на борде, а жена и сын разного уровня катания. В офисе (вагончике) разговаривают по-русски. Оплата только наличными. Инструкторов по сноуборду мало. Надо договариваться заранее. Для лыжников инструктора взять можно в любой момент. Мы занимались с 8-30 до 10-00, пока мало народу и не разбиты горки. Получается больше спусков и легче сосредоточиться на движениях. Потом очереди на подъёмник и на горе постоянно приходится кого-нибудь объезжать. Одно индивидуальное занятие - 23 euro. Для сравнения в подмосковье - 1 час - 30 euro. За полтора часа успевали сделать около 5 спусков. Заниматься позже и дороже, и спусков будет меньше из за очередей на подъёмник. Общаться со словаками очень просто. Они неплохо понимают по  русски, а мы по словацки. Многие знают английский язык и предлагают общаться на нём.

     Для совсем маленьких лыжников работают инструкторы в костюмах лисички, мишки и т.п. У деток отдельный огороженный лягушатник и беби-лифт.

    На промежуточной станции подъёмника, где начинался спуск на синей горе, есть веранда с лежаками и овчинками. Некоторые предпочитали катанию солнечные  ванны. На верхнюю станцию ходил только кабинный 4-х местный подъёмник. Оттуда открывался панорамный вид на Попрад и окрестности. Вдалеке виден был следующий горный массив.           По горам проложены пешеходные тропы. После сильного урагана все деревья поломало, и вокруг вместо елей было множество пеньков. Зато,  наверное, у местного населения нет проблем с дровами. На верхней и промежуточной станциях подъёмника есть ресторанчики, больше напоминающие столовую. Но там очереди и цены...

     Обедать мы предпочитали по дороге домой. Средний счёт за троих 25 euro. Как всегда, сок дороже, чем пиво. Не впечатлил словацкий  овчий сыр и местное вино. За те же 6 euro в Германии или Франции напитки поинтереснее. В Словакии надо пить пиво. Дёшево и качественно. Да и блюда местной кухни вкусные и сытные. Цены на продукты в супермаркете меньше, чем в «Ашане». С нашим ростом цен на продовольствие, скоро вместе с вином будем возить крупу и картошку из за границы. Продукты имеют привычное название. С выбором вин у них не очень. Не удалось найти нормальное шампанское - брют или игристое. Зато за 1,7 euro продавалось «Соборное игристое» польского разлива. Жуткий суррогат. На Рождество выручила привезённая из Москвы бутылка  ЮАР-овского  игристого.

     Лыжный отпуск несколько своеобразный. После горок и обеда силы покидают тело. Особенно после занятий с инструктором, инструктор не даёт расслабиться. И к концу дня уже нет желания ехать в аквапарки или ещё куда-нибудь. Хотя вокруг в Словакии много интересного. Есть пещеры, термальные источники, замки. Это мы всё рассматривали на случай отсутствия снега. А такое очень могло быть. Накануне нашего приезда его уже один раз смыло и нам повезло, что он был. Но всё это посетить лучше, наверное, летом.

      Вечерний Попрад нарядили иллюминацией. Центральная улица города - пешеходная. Магазины работают до 18-00.  Народу очень мало. Даже есть небольшой каток-пятачок, где катаются дети.

  

 

Очень много спортивных магазинов с привлекательными ценами на снаряжение.

    Ближе к концу отпуска погода начала портиться. Потеплело и спряталось солнышко. В один из дней сильный ветер сдул с гор снег. Во время спуска сильный встречный ветер гнал остатки снега вверх по склону и сильно осложнял спуск. Снег остался только на отратраченых склонах, а в горах обнажились камни и пни. С утра склон уже был не из плотного снега, а из мелкопокрошеного льда. Последний день катания нас сопровождал туман. Иногда видимость была близка к нулю и разгоняться на спуске было страшно. Ведь надо успеть в случае чего оттормозиться.


 

     Большим недостатком Татранской  Ломницы я бы назвал выкат к нижней станции  кресельного подъёмника. Перед  посадкой на креселку есть прямой участок, который на сноуборде можно пройти либо с разгона, либо пешком. С утра это ещё возможно, а вот  днём проблемно. Там проходит тропа к кассам, кафе, посадке на кабинки и т.п. Народ толпится по всей ширине трассы. И если лыжники могут потихоньку просочиться меж людей, толкаясь палками, то мне на доске приходилось отстёгиваться и преодолевать этот участок пешком. А потом пристёгиваться и спускаться дальше к посадке на креселку.


 

       Неделя в горах пролетела быстро. Да и погода к катанию уже не располагала.  Туман стал основным природным явлением. Иногда моросил дождь. Перед выездом выспались, сдали ключи от комнаты -  и в путь. По дороге остановились купить «овчего» сыра четырёх видов с целью распробовать его дома. Автобан сменяли малые дороги, а туман иногда прорывало солнышко.


 

 Ближе к Польше есть участок разбитой дороги, так там даже отель называется «Ямы».      В Польше снега стало совсем мало. А погода местами напоминала весну. Солнце, голубое небо и зелёные озимые на полях, как заплатки. К границе в Домачево подъехали 9 января около 20-00. Очередь перед шлагбаумом была около 20 машин. Все были россияне. Поляков не заметил,  была одна белорусская машина. На прохождение границы ушло 3,5 часа. Обязательно надо знать, где на вашей машине VIN и номер двигателя. Это всё поляки обязательно проверяют на выезде. Наблюдал картину, как девушки на «кадиллаке» не смогли найти номер на кузове, а поляк видно тоже не знал. И в результате сильно затормозили очередь. Помощь соседей по очереди результатов не дала, и я только расслышал, что поляки сказали: «Машину к задержанию». Видно до нахождения VIN кода, чтоб не держать очередь. Вот так на ровном месте можно попасть на проблемы.

      Дорога до Москвы прошла под дождём. М1 в таком разбитом виде я никогда не видел, может  просто зимой по ней не ездил. Правый ряд был с ямами, а в низинах иногда встречались глубокие лужи, особенно по правому ряду. Ближе к Москве дождь прекратился и температура опустилась ниже 0. Ехать стало приятнее без дождя. По сторонам занесённые снегом леса и деревни. В Москву в последний день каникул въехали без пробок.

Итог. Пройдено около 3600 км. Заправиться по евроценам пришлось два раза. Польша зимой скучней, чем летом, но и машин меньше. В Словакии населённых пунктов меньше, чем в Польше, но и заправки реже встречаются. 6 дней непрерывного катания в наших первых горах. Словакия понравилась! Каталка для новичков бюджетна и горки вполне подходящие. Встать на лыжи помогут инструкторы. Расценки на услуги ниже подмосковных. Имеется прокат снаряжения. Получасовых очередей не наблюдалось даже в час пик. Вечернего катания почти нет. Подъёмники останавливаются в 15-30. В новогодние каникулы очень много катающихся из России и Украины. Украинцы ездят в Татры, потому что им дешевле чем у себя, да ещё и близко. Но никакого негатива от обилия соотечественников нет.  Имеется "аварийная" культурная программа на случай отсутствия снега. Словакия - замечательная страна, а словаки – приятные люди. Языковой барьер не наблюдался ни разу. Охотно общаются по  русски и многие его знают. Были все условия для отличного отдыха.


 


 

  Все фото.

можно посмотреть здесь.


 

Игорь

E-mail: iirg@ya.ru

Бесплатный хостинг uCoz