Радиосвязь в путешествии.

 

 Попробую изложить своё видение на использование радиостанций в различных видах активного отдыха. Небольшой обзор станций бывших у меня в эксплуатации и используемых в настоящее время. Их преимущества и недостатки.

Си-Би диапазон. 

  Диапазон 27МГц уже давно используется водителями для общения друг с другом. Стремительно развивающаяся мобильная телефония сильно потеснила Си-Би, но альтернативой всё равно не стала. Тем более, что наконец то в России отменили разрешения на любительские Си-Би станции. Дальность связи между автомобилями около 5км. Всё очень сильно зависит от рельефа, настройки антенны, наличия помех в эфире и солнечной активности. Очень часто в эфире прохождение помех на половину шкалы а то и на всю шкалу, а следовательно дальность связи уменьшается.

  Так в чём же польза от таких станций в поездке на автомобиле? Прежде всего это дорожная обстановка вокруг Вас. На 15 канале сетки С общаются все русскоговорящие водители. Правда нет к сожалению полного единства относительно частоты и модуляции. Существует два типа частот. Те, что оканчиваются на 5 называют европейской сеткой, а если в конце 0, то это российская сетка. Станции как правило позволяют переключаться между ними, но не везде видно на какой частоте она стоит. Высвечивается только номер канала. И по этому очень часто в беседе участвуют люди с разностью частоты в полканала и при этом они понимают друг друга. С 2012 года 15 канал пытается перейти на FM модуляцию, но пока результатов не видно, и надо ли это, я лично не уверен. В связи с тем, что всегда очень сильная помеха, на FM придётся закручивать шумодав, тем самым уменьшая дальность приёма. А в AM модуляции можно вообще ездить без шумодава, если убавить звук станции.

 По рации сообщают об авариях, железяках и ямах на дороге, пешеходах на тёмной обочине, ДПС-ных засадах и подставах. Это делают совершенно посторонние для Вас люди и совершено бескорыстно. В ответ принято давать им обстановку навстречу. Так же по рации можно запросить навигацию, узнать об очереди на таможне, попросить техническую помощь на дороге. Си-Бишную антенну очень хорошо заметно на машине. Так водители видят, с кем можно пообщаться.

  При поездках в Европу заметил, что в 15 канале наши люди встречаются от Москвы и до Берлина. Точно так же сообщают о полицаях и пробках на дороге.Дальше как правило станция замолкает. Зная языки и каналы иностранцев, так же можно получать дорожную информацию. В Польше даже на маленьких машинах установлены рации. Оин раз наблюдал интересную картину. Все как по команде вдруг свернули с дороги на право и на лево на перекрёстке и стали что то объезжать. Хотя никаких знаков запрещающих дальнейшее движение не стояло. А перед этим по встречке проехали скорая и полицаи. Видимо по рации все приняли перекрытие трассы и направились в объезд.

 

 В моей машине установлена радиостанция PRESIDENT JACKSON.

 

 Этот аппарат пережил уже 6 автомобилей  и считается сейчас раритетом. За его примерно 18 летнюю  постоянную эксплуатацию станция два раза была в ремонте. Первый раз проблема с питанием, второй раз плавающий дефект с трещиной в плате и периодически пропадающей передачей.  Замену лампочек подсветки шкалы и обрезание провода в тангенте проделывал самостоятельно. После замены шнура тангенты на более эластичный обрезание больше не требовалось. В остальном аппаратом очень доволен. Правда станция весьма громоздкая и тяжёлая, достаточно трудно найти для неё место в современном автомобиле, но по качеству приёма и передачи ей трудно найти равную. Я не могу по этой станции слышать людей одновременно и в "0" и в "5", но есть плавная подстройка частоты. Перескочить на +-5КГц можно не выключая станцию одним движением крутилки очень оперативно. Т. е соседний канал она не забивает, как некоторые станции, которым плюс-минус полканала в общении не помеха.

 Вообще чем новее машина, тем труднее поставиь туда нормальную станцию с нормальной антенной. Самое лучшее место для антенны- это отверстие по центру крыши для установки врезной антенны. Но кто согласен дырявить ради этого крышу своего новенького авто? Да и крыша становится всё тоньше и тоньше. Я у себя снял штырь для радиоприёмника и на его место воткнул врезную антенну. Пришлось отказаться от 2м  антенны из за её массы. Своими колебаниями она может прогнуть крышу в районе отверстия.

 С магнитной антенной тоже не всё гладко. Провод приходится в кабину вводить через дверной проём. Раньше зазоры в панелях позволяли это делать без проблем. Теперь же зазоры настолько малы, что проводом можно повредить кузов. Да и от магнита на крыше остаются царапины. Есть вариант  пропустить провод через какое то отверстие в кабину, но часто не хватает длины провода. А удлинять провод на магнитной антенне не рекомендуется.

 Ещё  одна опасность  антенны на магните.  Это  различные ветки и арки.  У врезной антенны штырь  изгибается  как  угодно, лишь бы крыша выдержала,  а  магнитная  слетает  и  как  маятник  бъёт  по  стеклу  или  бочине авто.  После установки комплекта рация+антенна необходимо проверить КСВ антенны. Это как КПД, грубо говоря. Чем Ближе КСВ к 1, тем более эффективно работает антенна. Т. е вся выходная мощность уходит в эфир. Ну и приём соответственно лучше. При КСВ свыше 2 потери в антенне слишком высоки. А может случиться так, что сгорит передатчик у станции, т.к. выходная мощность рации будет разогревать станцию, как электроплитку. Проверяется с помощью простейшего прибора КСВ метра. Причём стоимость самого прибора(около 500руб) сопоставимо со стоимостью настройки антенны. Было бы желание повозиться.

 

 Существует мнение, что на 15 канале один сплошной мат. Не без этого, к сожалению. Стоит только включить рацию в пробке на МКАД ,когда концентрация психоза у людей достигает предела, особенно из за перекрытий. Но при нормальных дорожных условиях и люди в эфире ведут себя вполне цивилизованно. А быдляк он не только в эфире встречается, от него и на дороге не отгородиться. Но в случае с рацией, её можно просто выключить, а вот с живыми людьми  сложнее.

При пересечение границ Украины,Белоруссии,Польши, Словакии вопросов к радиостанции не возникало. Хотя её видно сразу, как только откроешь дверь. За пределами России чаще встречаются водители, у которых рации настроены на нули, т.е. в российской сетке.

 

 

 Как выбрать радиостанцию, если Вы решили установить её в машину? По моделям не подскажу, а вот что часто требуется от аппарата постараюсь изложить.

 Прежде всего надо определиться с размерами станции и найти место установки. В современных автомобилях это очень непросто. Желательно иметь побольше выходную мощность станции, бывают до 10 Вт . Но хорошую настроенную антенну не заменит никакой усилитель. Очень удобно, если управление станцией возможно вслепую. А это возможно в том случае, если на каждую операцию есть своя крутилка. Управление через меню отвлекает от дороги. На моём "Президенте" я на ощупь могу настроить громкость, шумодав, переключиться на соседние каналы и сетки, сменить тип модуляции. И всё это не отвлекаясь от дороги, потому что для этого надо повернуть соответствующую ручку. Так же я мгновенно плавно перехожу +-5КГц, если чувствую, что собеседник на полканала ниже или выше. Но эта опция мне больше нигде почти не встречалась. Переход с пятёрок на нули происходит чаще через выключение станции. На выбираемой станции желательно пощупать и покрутить все необходимые в первую очередь рукоятки, чтобы понять, сможете ли Вы своими пальцами управлять станцией на ощупь.

 Желательно проверить качество связи. На радиорынках с этим проблем нет. Продавец подключает станцию к антенне и питанию и запрашивает контроль в эфире. Но неоднократно я слышал хорошие оценки на паршивую "баночную" модуляцию. А ведь есть станции с хорошим качеством звука. В случае сильного сигнала, но плохой модуляцией Вы будете в эфире как помеха и вопрос придётся повторять несколько раз, что бы Вас смогли понять. Тем более, что амплитудная модуляция, вещь весьма капризная. А вся дорожная информация идёт пока в АМ. Так что неплохо с помощью второй станции самому прослушать качество передачи, не доверяя посторонним ушам. Можно  для этих целей использовать портативную рацию.

 Если антенна  установлена на каком либо кронштейне снаружи кузова, то примерно раз в год после зимы приходится обрезать и перепаивать разъём к антенне. От реагентов очень страдают все внешние контакты и разъёмы. Даже внутри корпуса антенны со временем всё окисляется. И по этой причине периодически приходится покупать новую антенну. Косвенный признак конца антенны- ухудшившийся приём. Уровень принимаемых помех становится меньше обычного. В этом случае надо измерить КСВ и принять меры по очистке или замене антенны.

Диапазон 400-470МГц. 

  Для любительской связи без оформления разрешения подходят станции, работающие в LPD и PMR частотах. При этом мощность передачи не должна превышать 10мВт. Более серьёзная аппаратура используется в профессиональной деятельности охраной, МВД и другими серьёзными государственными структурами и требует получения разрешения.

 В разных странах свои разрешённые частоты. Лучше заранее узнать их и использовать в поездке станции не нарушая местных законов.

LPD (433 МГц)


Австрия - разрешено, свободно

Бельгия - запрещено

Германия разрешено свободно

Голландия - разрешено, свободно

Греция - разрешено, свободно

Дания - запрещено

Ирландия - запрещено

Италия - разрешено, свободно с канала №1 до №20

Исландия - разрешено, свободно

Испания - запрещено

Кипр - разрешено, свободно

Латвия - разрешено, свободно

Литва - запрещено

Люксембург - запрещено

Норвегия - разрешено, свободно

Польша - разрешено, свободно

Португалия - запрещено

Соединенное
Королевство - запрещено

Словакия - разрешено, свободно

Словения - разрешено, свободно

Турция - запрещено

Финляндия - запрещено

Франция - разрешено, свободно

Швеция - разрешено, свободно

Швейцария - запрещено

Хорватия - запрещено

Эстония - запрещено

Примечание в отношении Швейцарии - запрещенные рации там полицейский может просверлить и отдать вам обратно.. .

 

PMR (446 МГц)

Австрия - разрешено, свободно

Бельгия - разрешено, свободно

Венгрия - разрешено, свободно

Германия - разрешено, свободно

Голландия - разрешено, свободно

Греция - разрешено, свободно

Дания - разрешено, свободно

Ирландия - разрешено, свободно, но надо проверять субтоны

Италия - разрешено, свободно

Исландия - разрешено, свободно

Испания - разрешено, свободно

Кипр - разрешено, свободно

Латвия - разрешено, надо иметь одобрение типа станции

Литва - разрешено, свободно

Люксембург - разрешено, свободно

Мадейра и
Азорские о-ва - разрешено, свободно

Мальта - разрешено, свободно

Норвегия - разрешено, свободно

Польша - разрешено, свободно

Португалия - разрешено, свободно

Соединенное
Королевство - разрешено, свободно

Словакия - разрешено, свободно

Словения - разрешено, свободно

Турция - разрешено, именное разрешение

Финляндия - разрешено, свободно

Франция - разрешено, свободно

Хорватия - разрешено, свободно

Чехия - разрешено, общее разрешение

Швеция - разрешено, свободно

Швейцария - разрешено, свободно

Эстония - разрешено, свободно

  В чём же польза для нас простых смертных в этих станциях? Можно конечно прослушивать полицейские каналы, но это быстро надоедает. К тому же для этого не подходят самые дешёвые канальные станции. Основная прелесть-это хорошее качество связи и небольшая стоимость и габариты раций. Имеются в виду портативные, т.к автомобильные уже требуют лицензию. Размер портативки уже почти как у мобильника. Эти станции легко помещаются в кармане или висят на шнурке на шее. Множество аксессуаров делают связь ещё комфортней. К тому же любительские станции сейчас дешевеют год от года и обрастают разными дополнительными примочками.

 Си- Би рацию я использую только в дороге в автомобиле. В остальных случаях я беру портативки этого диапазона. Дальности связи хватает для общения в пределах горнолыжного курорта или леса. А так же можно общаться стоя на разных берегах Нижней Волги или находясь в разных аппартаментах за границей.

 Существуют канальные и частотные рации. В канальных мыльницах уже прописаны стандартные частоты. Профессиональные станции программируются на любые частоты своего диапазона с помощью компьютера. Частотные станции позволяют вручную ввести рабочую частоту и посканировать диапазон, в т.ч. и между каналами.

  Профессиональные станции такого типа- канальные.

  С помощью компьютера шнура и програмного обеспечения их можно настроить на заданные частоты и в процессе работы только переключаться между ними. Как правило это мощные прочные качественные изделия.Ремонтопригодны. Они достаточно громоздки и требуют лицензии. Т.е в людных местах ими лучше не пользоваться. Для отдыха и автопутешествий я бы их не взял.

  Радиостанции такого типа так же канальные. Эти у меня имеются до сих пор. Первые мои портативки "Моторолла".

   Сейчас полно подобных изделий различных брендов. Качество связи хорошее, но часто не хватает мощности. Дальность связи не очень. В управлении всё через меню кроме громкости. Есть кодировка сигнала, тональный вызов, но всё это не очень нужно. Имеется активация голосом VOX. Станция сама включается на передачу при соответствующей громкости голоса. Вещь скорее вредная. Первая фраза все равно срезается, станция открывается на передачу с опозданием. В случае спуска с горы на лыжах может начать передачу от шума ветра независимо от Вашей воли, тем самым оставив вас без связи. К тому же не все высказывания надо выводить в эфир. Лучше гарнитура и кнопка. Принцип- сначала нажми, потом начинай говорить никто не отменял. Рация не телефон.

 Кодирование сигнала так же не очень важная опция. При активации субтона  Вас всё равно будут слышать все незакодированные станции, находящиеся на этой частоте. А вы будете принимать только "своих". А остальные переговоры будут выглядеть на шкале как беззвучная несущая. Хотя в некоторых случаях это может пригодится. Я ставил субтон, когда надоедало искать в горах совсем свободную частоту.  Российские горнолыжники очень активно используют рации за границей. Там свободную частоту найти труднее. У нас на Родине используют телефоны, а за рубежом роуминг меняет приоритеты по связи.

 Недаром такие станции называют "мыльницы". Это самый дешёвый вариант. Покупка комплекта обойдётся выгоднее роуминга для двух телефонов. Скромные функционально понравятся тем, кто не любит вникать в технические нюансы. Можно смело везде пользоваться, лицензии не требуется, в запрещённые частоты не залезешь. Питание от щелочных аккумуляторов требует длительной зарядки(16 часов) и полной разрядки. Аккумуляторы недолговечны и недёшевы. Правда допускается использование обычных батареек, что добавляет автономности. Возможно подключение гарнитуры. К надёжности претензий нет. До сих пор работоспособны, можно вставить батарейки и пользоваться.

 Часто станции такого типа являются первой ступенью  к покупке более прогрессивных моделей. А эти идут детям на игрушки или на дачу.

  Следующими моими станциями стали частотные Кенвуды. Вот такие.

  Станция китайская, но вполне работоспособная. Позволяет работать с шагом 5МГц, т. е между каналов, что существенно облегчает поиск свободного места. Диапазон частот 400-470МГц включает все разрешённые и служебные частоты. Дальность связи больше,чем у мыльниц. Однажды зимой на льду мы связывлись за 5км. Станция компактна. хорошо крепится аккумулятор, неплохой выбор аксессуаров. Батарея литиевая, заряжается быстрее  и менее капризная в эксплуатации. Зарядки хватало на 1,5 дня работы. Все основные операции проделывают с помощью клавиатуры. Каждая кнопка имеет свою дополнительную функцию.

Эта дурацкая оранжевая кнопка спереди меня достала. Если станция под одеждой, то при каждом наклоне она норовит чем нибудь нажаться и в эфир посылается тональный вызов. Блокировка клавиатуры не спасает. Особенно это раздражало при собирании грибов и пристёгивании сноуборда.

 Аккумуляторы прожили около 3 лет. Обе станции побывали в ремонте. Дешёвые рации не очень охотно берут в починку. Иногда проще поменять на другие. У одной из станций отвалилась с концами резиновая заглушка гнезда гарнитуры. После окончательной смерти одной из них, были проданы кучей за недорого, пока одна из них ещё работала.

  Взамен Кенвуду приобрёл Аргут-А44. Эту станцию взял немного б/у на радиорынке. Понравилась на ощупь и просили за неё не много.

 

  

 К Аргуту подходят все Кенвудовские гарнитуры. Кнопки внятно нажимаются,  управление через  привычное Кенвудовское  меню.  Благодаря  длинной  антенне,  хорошо  работает на приём и передачу. Провёл эксперимент. Нашёл слабый сигнал и настроил  Кенвод и Аргут на одну частоту и поставил их рядом в одинаковом положении. При этом Аргут принимал сигнал на полшкалы, а Кенвод молчал. Шумодавы выставлены одинаково.

 За два года эксплуатации особых недостатков не выявлено. Аккумулятор по прежднему жив, никаких глюков,неисправностей нет. Единственный недостаток этой станции- крепление аккумулятора.

 

 

 Как видно на фото, защёлка фиксирует батарею не очень чётко и направляющие слабовыражены.  При падении станции батарея иногда отстёгивается, а так же имеется небольшой люфт между ней и корпусом станции. Но на работе это не отражается. А вот ронять станцию не стоит.
  Аргут до сих пор в эксплуатации. Поводов для его замены не вижу. Станцией доволен, особенно учитывая стоимость приобретения.

 

 Самая продвинутая станция в моей коллекции-это YAESU VX-3R. Она ещё и самая компактная и лёгкая. Приём и передача в двух диапазонах, но не одновременно. Либо на 144, либо на 430МГц. Функционально станция перенасыщенна. Одна инструкция к ней-целая книга. Возможно прослушивание частот от 0.5 - 999 МГц. На характеристиках останавливаться не буду, желающие их найдут в сети. Лучше расскажу о особенностях эксплуатации.

 Штатную универсальную антенну лучше сразу заменить на диапазонную, для наиболее  используемых частот. С антенной для 400МГц станция увеличивается в размере. Рядом на фото антенна из комплекта.

  Аккумулятор в виде отдельной таблетки под крышкой. По конструкции  больше похоже на сотовый телефон.

 

Зарядник уже не в виде стакана, а просто блок питания с разъёмом.

   Фиксация крышки аккумулятора не очень прочная. Изначально наблюдался люфт. Убрал его с помощью нескольких полосок изоленты, можно увидеть на фото. Но при падении никакого саморазбирания конструкции нет. Для увеличения автономности работы приобрёл батарейный отсек.

   С ним станция становится чуть объёмнее, чуть тяжелее и чуть мощнее. Вообще, это самая маломощная моя станция, но она по дальности приёма и передачи(с соответствующей антенной) не сильно проигрывает более мощному Аргуту.

 Штатной батареи хватает на два дня катания на горных лыжах.  Аккумулятор заряжается очень быстро. Про запас я всё равно ношу батарейный отсек. На батарейках немного увеличивается передаваемая мощность рации. 

 Я пробовал слушать по этой станции дальнобойщиков, сидя в автомобиле. Удаётся принять только рядом вещающего корреспондента. Остальные недосягаемы для этой станции.  В результате удаётся расслышать или только вопрос или только ответ чаще в виде обрывка фразы. А самому запросить информацию-возможности нет. Станция в Си-Би работает только на приём. При этом автомобильная рация в моей же машине принимает кучу переговоров и  присутствует постоянная помеха на полшкалы. 

 К надёжности этой станции претензий нет. Всё работает чётко и как прописано в инструкции. Есть FM диапазон со стерео радиотрансляцией.  

 Из всех маленьких станций-эта самая мелкая из премиального класса. 

 

  Радиостанция Связь Р-53 самая новая в моём радиоарсенале.

 

  

 Это уже полноценная двухдиапазонная станция. Она одновременно прослушивает две частоты, притом частоты могут находится на одном или на разных диапазонах. Это очень удобно, если вы кого нибудь ждёте. Работая в своей частоте, можно услышать вызов на другой. А для ответа достаточно сменить частоту передачи одним нажатием кнопки. Ещё станция умеет принимать FM радио и имеет светодиодный фонарик.

 Конструктив достаточно прочный. Станция самая крупная из моих и с самой длинной антенной. По чувствительности на приём она пока тоже лучшая из всего, что было. На фото станции расположены по убыванию на дальность приёма слева направо. Проверял я дома в Москве. Находил слабый сигнал, ставил их в ряд и смотрел на показания шкалы. "Связь" сильно опережала "Аргут" и "YAESU". Мало того, на "Связи" в городе приходится ставить шумодав на 4-5, иначе идёт приём помех.

    Аккумуляторный отсек крепится чётко с характерным кликом и без люфтов.

  

  Управление станцией через меню напоминает Кенвод, но гораздо больше функций. Она даже что то бубнит человеческим голосом при работе с меню и наборе частоты. Это можно отключить, но привыкнув, можно вслепую по подсказке управлять рацией. Включение регулятором громкости, а крутилка рядом-валидатор. Она для работы с меню как кнопки вверх-вниз.

 Все аксессуары к ней от Кенвода. Возможно питание от батарейного отсека, но его надо приобрести дополнительно. Аккумулятор очень долго держит заряд. Пожалуй самый чемпион из всех моих станций.

 Про надёжность говорить пока рано. У друзей две таких станции работают второй год. У одной начал мутить регулятор звука. Больше недостатков нет. На радиорынке ремонт будет стоить примерно 500руб.    Из за своих габаритов эту станцию труднее всего носить под одеждой. Особенно проблемы с женщинами, у которых горнолыжный костюм нигде не должен выпирать и не может быть размером больше ну и для детей она великовата.

Аксессуары. 

Все  брендовые станции возможно приспособить к вашим запросам с помощью различных аксессуаров. Общаться друг с другом в лесу или между соседними домами можно на голую станцию. А вот например в горах на лыжах или на катере это сделать гораздо труднее.

 Например ваши дети в кармане или рюкзаке держат станцию и едут с горы на лыжах в шлеме,естественно. Вы остановились и их вызвали, Предположим они сразу услышали,что рявкнула рация. Теперь надо остановиться в безопасном месте, достать рацию и спросить, чего собственно от них хотят.  Всё это гораздо проще проделать с гарнитурой.

 

 При наличие в ухе гарнитуры вы сразу воспринимаете обращённую к вам фразу, для ответа остаётся только нажать кнопку на микрофоне. Бывают гарнитуры с VOX, но все его недостатки я уже упомянул выше. Функция далеко не всегда полезная, правда отключаемая. 

 Преимущество гарнитуры с наушником, это то что слышат только вас. Т.е. разговор напоминает беседу по телефону, что удобно в супермаркете например или в любых местах, где не стоит светиться своей радиостанцией. Гарнитура бывает и другого типа. Такую часто используют в охране. Первый тип гарнитуры при долгом ношении напрягает ухо, под шлемом иногда совсем неудобно. А мягкий наушник носится комфортнее, но сидит в ухе как пробка и иногда соскакивает.

  

 

 В продаже имеются тангенты для портативных станций.

 Подключается тангента к гнезду для гарнитуры. В ней и микрофон и динамик. Теперь станцию можно убрать подальше, а общаться с помощью тангенты, закреплёной в удобном месте. У входа провода в тангенту есть гнездо для подключения наушников.

 Для катания на сноуборде я совершенно случайно приобрёл шлем со встроенными наушниками. Это мне позволило на базе "Yaesu VX 3R" сделать очень удобную систему связи. 

 К отдельному гнезду для наушников я подключил шлем. А микрофон с гарнитурой подключен к своему гнезду. Теперь у меня прекрасная слышимость в шлеме, и микрофон для передачи в районе воротника куртки.  Всё очень хорошо слышно при любом уровне внешнего шума и только мне. Правда я опутан проводами под курткой, как "поясом шахида", но дискомфорта это не вызывает. Выглядит это всё так.

 

   

 В шлеме есть подлая кнопка, нажав которую случайно, полностью отключается громкость. А нажимается она легко, когда поправляешь маску или шлем. Чтоб убедиться что я на связи, приходится переводить станцию в FM радио. Если радио слышно, значит всё в норме, я на связи.

Вот эта кнопка.

 Использование наушников в шлеме мне настолько понравилось, что я решил заняться кустарщиной и оснастить ещё один шлем  встроенными наушниками. Для этого мне понадобились сами наушники. Они бывают разного вида. Так и называются:"наушники в шлем". Продаются в мотоаксессуарах и сноубордических магазинах.

  

 Для растерзания взял неисправную кенвудовскую гарнитуру. Она сновья нормально работала на передачу, но ничего не слышно в наушник. Видимо брак. Всё равно лежит без дела. Для стыковки наушники-гарнитура ещё докупил гнездо для штекера под наушники. Итого по деньгам примерно так. 600-1400р. за наушники, 500-700р. за  гарнитуру и 10р. за гнездо. К этому всему осталось приложить руки.

  Сначала с помощью иголки с ниткой пришил наушники к ушкам шлема снаружи.


Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz